Профессия, которая тебя выбирает

 

Как трудно сегодня выбрать свою будущую профессию, будучи подростком! Специальностей – тысячи и тысячи, а с каждым днём добавляются новые. Их и по названиям не запомнить. Как же определить, узнать, какая из них твоя?

Трудный выбор

Каждый человек решает для себя вопрос выбора профессии. Как же избежать ошибок? Как свести их к минимуму? А вопрос уж сильно животрепещущий. Потому что выбор этот в большинстве своём – самостоятельный. Ребёнок вырос, и прошло то время, когда родители решали какое автокресло выбрать или какой кашкой накормить. Впереди – обустройство в жизни.

Конечно, найти правильное решение, когда выбор так широк, сложно. Часто ребята спешат дать название еще не определившемуся интересу. Буду крановщиком, программистом, учителем, агрономом, стюардессой… Но оказывается, рисуя свое будущее, подросток не задает себе самых важных вопросов.

Будущая учительница, стюардесса, например, не спросила себя: «Способна ли я целый день быть в окружении людей и оставаться — даже если тебя «разрывают на части» — внимательной, терпимой?»

Выбрав профессию программиста или крановщика, ребёнок не задумался, может ли много часов подряд «общаться» с техникой, лишь техникой, не затоскует ли? Чтобы не попасть под гипноз названий профессий, нужно задавать и задавать себе вопросы. Интересно ли мне ухаживать за растениями и животными? Смогла (смог) бы я делать это каждый день с утра до вечера?.. Отвечая на подобные вопросы, ты определишь сферу своих интересов, ту сферу, где и нужно искать профессию.

Типы профессий

Вся эта громадина специальностей распадается на несколько типов по главному признаку — основному предмету труда. То есть тому, с чем главным образом имеет дело работающий человек.

Человек—техника

профессия механик

К профессиям типа «человек-техника» относятся специальности, в которых работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.

Нетрудно догадаться, что сюда относятся все рабочие-станочники, шоферы, бульдозеристы, сборщики различных приборов, работающие на конвейере: здесь же множество инженерных профессий…

Профессии этого типа отличаются тем, что они направлены на работу с техническими (неживыми) объектами. 

Для работы с техникой нужно обладать определенными навыками. Для максимально качественной обработки, преобразования, перемещения или оценки человеку требуется определенность действий и высокая точность. Только так получится создать удобную, безопасную и комфортную технику, которая будет помогать человеку.

Человек — знак

профессия логист

Тип «Человек — знак» — это логист, инженер-конструктор, системный аналитик, инженер по автоматизации, разработчик ИТ, тестировщик ПО, бизнес-аналитик, проджект-менеджер ИТ, архитектор, бухгалтер, культуролог, землеустроитель и прочие.

Суть профессий типа «человек-знак» заключается в том, чтобы накапливать определенную информацию, перерабатывать ее, хранить и донести до конечного потребителя, оказать помощь в обмене этой информации. Если орудие труда людей профессии «человек-техника» является некий инструмент, то здесь таковым выступают цифры, коды, формулы, символы, графики, шифры, условные обозначения, языки, письменность и речь.

Человек— природа

профессия агроном

Тип «Человек— природа» в расшифровке, думаю, и не нуждается, здесь все, что связано с уходом за полем, лесом, садом, животными. Если не хотите работать с людьми или до умопомрачения любите природу, вы уже наверняка знаете, кем хотите быть. Примеры профессий: биолог, эколог, агроном, георгаф, геолог, ландшафтный дизайнер, лесничий и т.п.

Человек — человек

профессия врач

Тип «Человек — человек» — врач, учитель, продавец, проводница, агент,адвокат, юрист,сотрудник государственного управления, госслужащий, официантка… и всюду общение с людьми.

Главная задача таких профессий — уметь взаимодействовать с людьми. Не сумеете наладить это взаимодействие, не получится и наладить работу. Например, неспособность воспитателя или руководителя наладить контакт со своими подопечными/подчиненными не даст ему успешно выполнять задачи и развиваться в профессии, связанной с общением с людьми.

Любая профессия, которая сюда относится, предполагает двойную подготовку: во-первых, быть квалифицированным специалистом в области производства/техники/науки/искусства, а во-вторых, устанавливать и поддерживать контакты с совершенно разными людьми, разбираться в них и особенностях их характера/поведения.

Человек — художественный образ

профессия художник

Тип «Человек — художественный образ» тоже объединяет разные профессии по направлениям: архитектура, ландшафтный дизайн, дизайн мебели и интерьера, скульптура, литература, музыка,ИЗО, фотография, живопись, кино и телевидение,балет/танец театр,внешность человека/красота (дизайнер, визажист, парикмахер и пр.). 

Основной движущей силой таких людей является их стремление прославиться в будущем, стать успешными, получить всеобщее признание.

Профессиональные навыки будут разниться в зависимости от выбранного направления. Художник должен уметь работать с определенными материалами и техниками рисования, скульптор – владеть основами работы с камнем/глиной, ювелир – уметь справляться со зрительным напряжением и иметь предельную точность, балетный танцор – навыками жестких тренировок и выступления на сцене, музыкант – способностью воспроизводить гармоничные звуки из инструментов и т.д.

Основная особенность этого типа профессий состоит в том, что большая часть труда работника не видна сторонним наблюдателям. Поэтому окружающим кажется, что для того, чтобы получить такой результат, работники не прилагали особых усилий. Например, выступление артиста может длиться всего несколько минут. Но перед этим артист упорно репетировал в течение нескольких месяцев по 8 часов ежедневно, соблюдал специальный режим и диету.

Как сделать правильный выбор

Определив свой тип, уже легче ориентироваться. Вероятность ошибки уменьшается во много раз. Бытует такое представление о призвании, что один, мол, родился токарем, другая—ткачихой, а третья—цветоводом. А если тот, кто родился токарем, станет программистом, ткачиха — кулинаром, а цветовод — лесоводом, то не миновать драмы? Думаю, что ничего страшного не произойдет. Человек способен найти себя не в одной какой-то профессии, а во многих близких друг другу, требующих одинаковых качеств.

Нужно узнать как можно больше профессий, а потом уж примеривать себя к ним. Допустим, ты определил для себя тип профессии — это вполне по силам пятнадцатилетнему человеку: он уже достаточно знает и о себе и об окружающем мире. А теперь нужно подробней знакомиться с отдельными профессиями, специальностями. А как знакомиться?

Возможности у школьника вроде как невелики. Но и не так уж и малы. Надо уметь ими пользоваться. И экскурсии, и встречи с мастерами разных профессий (это, наверное, в состоянии организовать каждый класс). Нужно только поинтересоваться, что есть в твоем городе (селе). Интернет, радио, телевидение, печать — источников информации много. Не ленитесь брать отовсюду. И есть еще книги.

Хоть пословица и говорит: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать, но это не всегда так. Например, школьная экскурсия на новейшем химическом комбинате. Огромные цеха, какие-то баки, разноцветные трубы, стрелки на циферблатах. По лестницам и длинным проходам прогуливаются работницы. Они посматривают на приборы, что-то подкручивают, записывают в журналы. Какая спокойная работа — восхищаются экскурсанты. И ошибаются. На первый взгляд все правильно: у большинства аппаратчиков работа в том и состоит, чтобы следить за показаниями приборов и регистрировать их. Но приборов много, нужно всегда помнить, в какой момент, какие показания они должны давать.

Нужно представлять себе ход производственных процессов и быть всегда готовым быстро принять решение, если процесс вдруг пойдет неправильно, потому что это влечет за собой не только брак, но порой и аварию. Вот вам и спокойная работа! При исследовании оказывается, что она требует внутренней собранности, готовности к неожиданному. Книг о профессиях немало, и старшекласснику их стоит почитать, даже если он остановил выбор на распространенной, известной профессии. Например, многие девушки хотят стать продавцами. Работа хорошая: на людях, всегда виден результат. Но вот беда — не все умеют восемь часов вежливо отвечать на вопросы, не раздражаться в ответ на грубость, улыбкой рассеять недоразумение. А это профессиональные требования к продавцам.

Чтобы узнать о требованиях этой профессии к человеку, можно, конечно, спросить опытных продавцов, но для этого нужно знать, какие вопросы задать. Ведь многого в профессии даже не предполагаешь, пока не столкнешься с ней близко. И книги как раз опережают незаданные вопросы. Допустим есть описания профессий: бетонщик и официант, оптик и корректор, художник по фарфору и кузнец, наладчик станков… Такие профессии принято включать в сферу физического труда. Но на деле они требуют все большей работы мысли.

Главная гарантия успеха во многих современных профессиях— умение ясно и четко мыслить, быстро находить решение. Но вернемся к выбору. Допустим, все человек сделал правильно. Все продумал, профессия нравится. А работает неважно. Мастерство не дается. Бывает такое? Да, бывает. Но на тройку с плюсом можно освоить любую специальность. А вот достигнуть высокого мастерства — для этого нужны способности, но чаще всего — характер.

Один знаменитый слесарь-ас как-то сказал: чтобы стать настоящим слесарем, нужно пять лет — вузовский курс. Это абсолютно верно. Но не у всех хватает терпения. И тогда ищут объективные причины неуспеха, мечутся с места на место, не узнав как следует ни одной специальности. Часто пугает тяжесть самого труда. Но любая работа требует физического или нервного напряжения. Не зря «труд» и «трудно» в русском языке — одного корня.

Это такая же принадлежность труда, как и радость от его результатов. Так что нетерпение, жажда немедленного успеха, страх перед трудностями могут стать причиной неудачи, даже если человек сделал выбор верно. Бывает и другое. Человек, казалось, ошибся выбором — у него не хватает каких- то качеств, необходимых в его профессии, однако он успешно работает и вполне удовлетворен своим делом. А суть в том, что человеческая личность богата и гибко возмещает недостаток одних качеств другими.

Вот, например, ткачиха. При обслуживании многих станков ей требуется расторопность, быстрота реакции, ловкость движений. А медлительная, флегматичная девушка, которая трудно привыкала, вдруг через два года стала перекрывать все нормы. Недостаток скорости у нее компенсировался основательностью, скрупулезностью, повышенной наблюдательностью. Она делала все чуть медленнее, но ни одного лишнего движения. Точный расчет, строгая последовательность экономили ей секунды и минуты. Это называется — индивидуальный стиль в работе. И его надо искать, начиная учиться любому делу.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инфоучка
Добавить комментарий

twenty eight + = 36

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: