Особенности обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

31 мая 2021 г. были утверждены ФГОС ООО, 12 августа 2022 г. — изменения во ФГОС СОО. Эти документы не являются новыми стандартами, их можно рассматривать как обновление прежних, принятых, соответственно, в 2010 г. и 2012 г., поскольку методологическая основа Стандартов осталась прежней. Это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности.

Что получило обновление?

В Стандарте образования были изменены результаты обучения, чтобы они были более детализированными и конкретными. Это важно для всей системы образования, потому что Стандарт является основой для многих других документов, которые используют педагоги. Если нет единых правил и подходов, то все будет неорганизованно и сложно для понимания. Нам нужно работать вместе, чтобы достичь эффективных результатов в образовании.

Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования, создана рамка того, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.

Кто является пользователями Стандарта?

Первое: родители. В Стандарте есть образовательные результаты, но они слишком общие и сложные для понимания учителей и неспециалистов. Теперь Стандарт содержит конкретную информацию, которую родитель может использовать, чтобы понять, что его ребенок должен изучать в начальной школе или на уровне основного общего образования.

Второе: руководители образовательных организаций, начиная от общего и дополнительного образования. Ставить четкие задачи, связанные с достижением образовательного результата, обсуждать, почему происходит достижение или недостижение и сбой в достижении образовательных результатов, крайне сложно, если Стандарт сформулирован максимально обще.

Третье: педагоги. Каждый учитель, когда пишет программу обучения, имеет цели, и важно, чтобы они соответствовали государственной политике и нормативным документам. Если нет надежной поддержки, учителя ищут ее в учебниках, кодификаторах и своей голове. Мы за свободу и творчество, но мы также хотим, чтобы те, кто учится, имели понятный и предсказуемый результат в нашей системе образования.

Четвертое: разработчики КИМов для итоговой аттестации. Люди, которые создают тесты для окончательной проверки знаний, должны создавать задания, которые проверяют не только знания, но и другие умения и навыки, выраженные в метапредметных результатах. Одна из особенностей Стандарта заключается в том, чтобы формулировать конкретные результаты в виде заданий, чтобы они могли быть проверены и не только добавлены в стандарт. Они должны быть сформулированы в в деятельностном ключе и быть проверяемыми.

Что нового в обновленных стандартах?

В новом Стандарте образования обновили не только результаты по предметам, но и разделили на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные. В новом Стандарте усилили требования к каждому результату. Теперь в Стандарте более 36 требований вместо 10, связанных с личностными результатами, которые распределены по всем направлениям воспитания. Каждый результат уточнен и классифицирован. В Стандарте связаны личностные результаты и воспитательная деятельность.

Программа воспитания и ее организация в школе не ограничивается только личностными результатами. Каждый предмет в школе также может воспитывать учеников. Учителя не должны полагаться только на программу воспитания, чтобы воспитывать детей. Они должны понимать свою роль в воспитании детей и использовать потенциал каждого предмета для этого. Поэтому есть две составляющие в воспитательной деятельности: программа воспитания и потенциал каждого предмета.

Личностные результаты и метапредметные результаты не являются основой для аттестации учеников, но они будут оцениваться педагогами. Образовательная программа включает 3 блока метапредметных результатов, связанных с логическими и исследовательскими действиями, работой с информацией, коммуникацией и самоорганизацией. В обновленной программе увеличилось количество детализированных метапредметных результатов.

Два других раздела фокусируются меньше на учебных предметах и больше на том, как личности развиваются. Один из них — коммуникативная деятельность, которая связана с общением и работой в группе. Другой блок — регулирование себя, включая самоорганизацию и оценку своей работы. Обновленная программа имеет в два раза больше детальных метапредметных результатов.

Предметные результаты конкретизированы, систематизированы и представлены через отглагольные формы, что означает и акцент на деятельность и понимание того, как их можно оценить. Среди предметного содержания и предметных результатов появляются новые позиции. Например, появление самостоятельного курса «Вероятность и статистика» в математике.

Стандарт позволяет выбирать уровень образования. Новый Стандарт содержит информацию о возможностях дифференциации программ на двух уровнях для 5 предметов: математика, биология, химия, информатика и физика. Школа может выбирать уровень изучения этих предметов, чтобы создать индивидуальную программу обучения. Стандарт является основой для того, чтобы школы могли выбрать разный уровень образования на разных предметах.

Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным учебным планом или ОВЗ у ребенка. Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям. В рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (так называемого математического планирования), необходимо указывать форму проведения занятий. Расчет диапазона часов – минимум и максимум при пяти- и шестидневной учебной неделе – приведен, но при этом минимум ниже, а максимум чуть выше тех часов, которые действовали в предыдущем стандарте.

2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в Закон об образовании в Российской Федерации, и сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять федеральную или примерную рабочую программу из единого реестра и работать по ней. Вариативность остается, если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет.

Кроме названных, ключевым изменением ФГОС СОО является изменение учебного плана. Теперь учебный план старшей школы включает не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривает изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне по профилю обучения. Ряд предметов прежнего учебного плана интегрированы с базовыми предметами:

  • В учебный предмет «Обществознание» (углубленный уровень) включены «Право», «Экономика».
  • В учебный предмет «Физика» включена «Астрономия».
  • В учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология» включены «Естествознание», «Экология».
  • В учебные предметы «История», «Обществознание» включено содержание предмета «Россия в мире».

В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямой такой нормы, прямого такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было. Следует внимательно посмотреть, насколько те программы, которые реализуются в образовательных организациях, нуждаются в таком кадровом аудите и в подкреплении реализации программы специалистами, которые участвуют в психолого-педагогической поддержке не только детей, не только родителей, но и педагогов.

В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным по одному предмету на одного обучающегося бумажным учебником. Эта норма ограничивает взаимодействие школьников с электронными устройствами.

Из истории образовательных стандартов в России

Ксения Табаровская заместитель начальника управления развития дополнительного профессионального образования Академии Минпросвещения России

Дополнительная информация:

 

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инфоучка
Добавить комментарий

+ eighty one = eighty seven

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: